Путь к слову – он же путь к читателю

Беседа третья

МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЩЕНИЯ: СЛОЖНО ТОЛЬКО ПРОИЗНОСИТСЯ

Итак, запросто, но глубоко затронув с вами ряд фундаментальных моментов нашей дальнейшей работы, поняв, что нам важно и для чего мы будем писать тот или иной материал, перейдем к темам несколько прикладным, чтобы завершить эту встречу вопросом практическим.

Над какими бы материалами ни пошла ваша дальнейшая работа, обращу ваше внимание на неизбежную ее составляющую. У вашей работы, говоря языком научным, обязательно будут задачи. И от того, какие действия вы будете предпринимать для их решения, станет зависеть успех, резонансность и значимость публикации. На фундаменте задач будет возведено «здание» вашей статьи.

Этапы творчества – шаги к готовому материалу

Неоспорим момент существования устойчивой структуры операций творческого процесса.

1. Начальный этап творчества в журналистике – это ваша осознанная целенаправленная познавательная работа, предполагающая получение достаточно надежных и оперативных знаний на ту или иную тему. В этом ключе можно сполна опереться на профессиональный или жизненный опыт, не оставив в стороне мировоззрение автора, не тая концепцию вашей жизни. Только тогда у вас появится индивидуальный авторский текст с собственными идеями и компонентами, только вам присущими.

2. Формирование замысла. На ту или иную тему может быть написано десятки и сотни материалов. Как сказать по-своему, запомниться людям? Необходима яркая оригинальная идея замысла. Приведу пример (…)

3. Сбор предварительных данных.

У вас могут быть следующие источники информации: факты, мнения, аналитически обработанные факты, а также человек, среда, документ, Интернет. Особо выделила бы человека и Интернет. Сведения вы можете получать различными путями, то есть методами.

Методы получения сведений – проработка документов, наблюдение.

Метод познавательной деятельности – беседа. Такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчетливо осознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия.

Заимствованные методы: интервьюирование, анкетирование, систематическое наблюдение, эксперимент.

4. Реализация замысла.

5. Авторское редактирование текста.

Еще несколько важных моментов

Массовая информация имеет прямую причастность к социальной. А значит, должна сохраняться ее новизна, достоверность, своевременность, соответствие запросам потребителей. И в целом «она эффективна тогда, когда отражает тенденции общественного прогресса и способствует ему».

Применительно к себе, как к автору, необходимо насытить информацию собственной духовно-практической природой. Именно эта природа определяет непременную идейную ценность текстов, их актуальность, доступность, документализм, оперативность, краткость, аналитичность и творческую неповторимость.

Журналист должен знать свою аудиторию и стараться выполнять следующие требования к тексту:

1. Текст должен обладать таким свойством, как небанальность, т. е. должен содержать оригинальные сведения. Проявления небанальности различны:

­– это и новизна информации, наличие сведений, ранее неизвестных аудитории;

– это и углубление, систематизация уже известной информации;

– это и новая интерпретация уже имеющихся данных.

Необходимо заметить, что может быть неэффективна не только давно известная информация, но и совершенно новая. Лишенная основы из заранее накопленных знаний, она не будет воспринята аудиторией должный образом.

2. Следующее требование к тексту – его декодируемость, доступность сообщения для понимания. Журналист должен учитывать языковую стихию аудитории. Журналисту должен быть известен «код культуры» аудитории, т. е. уровень ее восприимчивости. В период резкого социального расслоения нельзя не учитывать социальную позицию аудитории.

3. Требование релевантности (от англ. «relevant» – уместный, относящийся к делу) подразумевает ценность, значимость сведений для аудитории. Свойством релевантности в наибольшей мере обладают тексты, которые соответствуют потребностям и интересам аудитории. Интерес обычно руководит поиском информации интерес, а потребности проявляются не так остро.

Теперь о правилах…

Поэтому, если вы хотите зарекомендовать себя в качестве грамотного автора и получить хорошие оценки, вам необходимо строго соблюдать некоторые совсем несложные правила.

1. Определите тему. Первым делом определитесь с темой будущей статьи. Стоит выбирать ту тему, в которой вы хорошо разбираетесь.
2. Составьте примерный план статьи, хотя бы примерный план – вступление, основную часть и заключение. Подумайте, о чем вы будете писать в каждой из них.

3. Задавайте себе вопросы. Составив план, не спешите приступать к его исполнению. Спросите себя (спрашивать надо и в процессе написания), понравится ли моя статья читателям? Не упустили ли вы чего, и что еще можно добавить интересного при рассмотрении данной темы? Какими способами (добавлением иллюстраций, ссылок и т.д.) можно улучшить материал? И так далее. Эти вопросы повысят не только читательский интерес к вашей статье, но и ваш собственный.

4. Помните о правилах оформления. Обратите внимание на объем статьи и ее форматирование. Статья должна быть написана шрифтом Times New Roman, 14 кеглем, по ширине страницы. Заголовок полужирным шрифтом, по центру страницы.  Подзаголовки обычным шрифтом, по центру страницы. Ваше авторство ставится в правом нижнем углу текста: Имя, потом Фамилия.

5. Грамотно используйте материалы других авторов. Если вам трудно написать статью самостоятельно, используйте чужие труды. При этом следует быть осторожным, чтобы не нарушить права автора текста. Найдите материал по интересующей вас теме, изучите его, а затем проанализируйте и изложите своими словами.

Чтобы избежать копирования чужих фраз в интернете, не помешает провести проверку текста на плагиат. Трех сервисов – copyscape, pasteit и антиплагиат будет более чем достаточно. При наличии совпадений поменяйте формулировки, повторяющие фразы в текстах других интернет-ресурсов.

Кроме того, никто не запрещает использовать цитаты. Скорее наоборот, это только приветствуется, даже повышает качество статьи, особенно если цитата замечательно к ней подходит. Для цитат из литературных источников нужно указывать авторство. Используйте эпиграфы. Красивый, правильно подобранный эпиграф с ходу обращает внимание читателя на статью и заставляет его глубоко погрузиться в чтение.

6. Не останавливайтесь в процессе работы. У каждого начинающего (да и не только начинающего) автора бывают моменты, когда он попросту теряется и не знает, о чем писать дальше. Ну, не приходят в голову нужные мысли! Для поиска нужных слов может помочь и программа Word – если нажать на слово правой кнопкой и выбрать пункт. Синонимы, можно подобрать аналоги практически ко всем словам русского языка.

7. Тщательно проводите проверку. Перечитывайте свой текст по нескольку раз. Напишите абзац, прочитайте его, внесите поправки и перейдите к следующему. И так до конца. По завершении работы еще более внимательно прочтите статью, проверьте грамматику и орфографию, устраните тавтологию (повторение одних и тех же слов), уничтожьте места «сотрясаний воздуха», банальностей, нравоучений, пафоса. Проследите, увязаны ли логически наиболее важные моменты, проверьте, как выглядят иллюстрации, ссылки и т.д.

8. Об иллюстрациях. Они могут быть совершенно различны. Единственное условие – они должны «говорить» людям о содержании вашего текста, работать на восприятие. Фото, архивные фото, документы, картинки, карикатуры, таблицы, диаграммы и проч.

9. Текст и иллюстрации готовы. Формируя электронный файл, не забудьте подписать его. Каждую иллюстрацию необходимо снабдить подписью.

Домашнее задание:

1. Доделать «хвосты» (у кого какие остались, в том числе исправить проанализированную работу по Дню БЮП). Срок сдачи – 19 октября включительно.

2. Взять близкую сердцу тему и описать в любом доступном жанре. Подобрать иллюстрации. Подписать и оформить материал должным образом. Срок сдачи – 24 октября включительно.

Ваша Елена Гончарова

 

Joomla