Что в имени тебе моем?

Или

Портрет, написанный словом

Если бы все жанры журналистики были блюдами, и их бы внесли в карту одного меню, то не новости, пресс-релизы, не реплики или репортажи, а именно он возглавил бы раздел «Основные блюда»… Король журналистики – портретный очерк.

Мы видим, как термин «портрет» (от французского portrait – изображать), первоначально означавший изображение (образ) какого-либо человека или группы людей и являвшийся одним из главных жанров живописи, скульптуры, графики, с появлением у людей желания описывать человека и его жизнь в слове, трансформировался в более объемное понятие «портретный очерк».

В публицистическом творчестве, став одним из видов очерка, он  обозначает не только внешние, но и внутренние особенности человека.

То есть, все, что связано с духовной жизнью личности.

Что же поможет нам составить портрет человека в слове?

Мы будем брать на рассмотрение социальные отношения человека с его окружением и внутренние психологические процессы, происходящие в его жизни.

Теперь, в продолжение «кулинарной» темы, записываем рецепт великолепного портретного очерка:

возьмем социологический анализ личности, дополним его анализом психологическим, хорошенько смешаем, подсластим или приперчим авторской позицией (по вкусу), дадим несколько отлежаться, через день-два украсим собственной редактурой и подадим в печать)))

Вот и все. А теперь подробнее.

Не мешает и обратиться к изобразительному искусству, жанру портрета в нем. Что требует этот жанр от художников? Во-первых, важнейший критерий портретности – это сходство изображения с моделью (оригиналом).

Провожу параллель с очерком и настаиваю: одна из главных ваших задач при написании словесного портрета – «попасть» в героя, предоставить ему максимальные возможности для раскрытия собственных качеств, подметить все, что ему свойственно и характерно, выделить основное, направляющее.

При этом вашими красками будут изречения персонажа, кистями – его поступки, а холстом станет цветистое полотно самой жизни и вашего восприятия.

Конечно, можно писать портрет скупо, суровым стилем: мы могли бы подойти общо, поверхностно, упомянуть несколько дат, важных вех из жизни нашего героя и, не вдаваясь в подробности, завершить опус. Но куда более правильно дать себе немного доработать портрет, обогатив его оттенками и деталями. А это и достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, индивидуальных черт.

Продолжим параллель с художественным творчеством. Читаю рекомендации художникам-портретистам: «Отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящее воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску». Перенесем это высказывание на подготовленную нами почву, где холст – это страница в World, а краски и кисть – слова, набранные шрифтом Times New Roman 14  с интервалом 1.0! И с учетом всего этого будем предельно собраны и внимательны: ведь мы – тот рупор, который передает животрепещущий рассказ о жизни человеческой, и главный принцип здесь – понять, почувствовать и даже полюбить героя вашей публикации (если вы не сделали это раньше).

Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Написать его непросто, как непросто за несколько часов общения понять другого человека.

Кстати, известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя».

Но о каждом ли человеке можно написать очерк?

Портретный очерк дает возможность нам как авторам найти в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей среды, профессии, круга общения и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли.

Так что такой портрет сродни истинному искусству, ведь как художник пишет – глубоко подмечая самое характерное в каждом из нас, так и мы не проходим мимо главного в личности, которая выбрана нами героем очерка.

Вот почему недостаточно лишь точно описать внешность и одежду, или привести биографические данные. Нам необходимо быть психологами, философами и поэтами, работая с личностью для портрета.

Ведь то, что должно получиться – художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.

Еще раз подчеркну: это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя.

В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером.

Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств.

А вот мнение писателя и журналиста Константина Паустовского по поводу того, о каждом ли человеке можно написать портретный очерк:

– Чтобы написать хороший очерк, надо обладать способностью открыть в человеческом сердце то, что может быть давно забыть, потонуло в сутолоке ежедневных забот. Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят о чем мечтают.

Итак, настоящий очерк похож на рассказ или новеллу. Но прежде чем приступать к написанию вашего изящного или стремительного повествования о личности и судьбе, следует провести беседу с этим человеком. А еще здорово бы поговорить с людьми, знакомыми с ним.

Журналисты обращают внимание на наиболее важные вехи в судьбе героя (имеются в виду биографические сведения), на его духовные искания, жизненный опыт, наконец, на особенности его профессиональной деятельности. Конкретная человеческая жизнь представляется многоуровневой.

В очерке учитываются такие понятия, как среда и обстоятельства, воспитание, характер и т.п., влияние которых на жизнь человека имеет исключительное значение. Но, согласитесь, что показать всю «многоэтажность» человеческой натуры в очерке невозможно в силу его малого объема.

Виды очерка, как они есть…

Многоплановость в изображении человека обусловила видовое многообразие портретного очерка. Это:

- биографический портретный очерк,

- юбилейный очерк,

- портретно-проблемный,

- психологический,

- политический портрет.

У каждой разновидности портретного очерка есть конкретные задачи, свои формы публицистического жизнеописания, специфические возможности в показе героя произведения. Рассмотрим, что же лежит в основе той или иной разновидности портретного очерка.

Биографический портретный очерк.

В нем ведущее место занимает биография. Обратившись к ней, журналист может получить разнородные сведения о наиболее значимых для человека этапах жизни, о его жизненном опыте, о смене социальных статусов, о жизненных приоритетах и целях и т.п. Посредством этого субъективного материала и воссоздается в конечном итоге история жизни одного человека.

Чтобы она не напоминала развернутую биографическую справку, журналисты стараются отобрать наиболее характерные для героя произведения факты, раскрывающие внутреннюю динамику духовного роста человека, его нравственные поиски, социальные ориентации и взаимоотношения с окружающим миром.

Кроме этого, в биографическом очерке показывается взаимосвязь индивидуальной истории жизни человека и истории общества, соотносится социальный опыт индивида с опытом его поколения, выявляются специфические особенности индивидуальной жизни героя.

Юбилейный портретный очерк.

Поводом для написания подобного произведения является празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки, юриспруденции (в нашем случае) и т.д. Здесь важно показать тот позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк не получился «парадным», пафосным, от публициста требуется особое мастерство. Юбилейная дата должна быть лишь поводом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чем должен сконцентрироваться публицист – это духовные искания личности, а вот диапазон обрисовки героя может быть самым широким. Речь может идти как об уже сложившемся мировосприятии героя, так и о его новых творческих устремлениях и планах.

Портретно-проблемный очерк.

Это очерк ситуативный, действующий на контрастах и противоборстве сторон. Непросто живется его главному герою в той или иной ситуации, но мы видим, как он меняет ее, и теперь характер и сила персонажа представлены нам во всей полноте, или поддается ее натиску, и смят, раздавлен, отныне влачит существование в надежде на чудо.

Психологический и политический портрет не поясняю, понятно по названию.

Теперь рассмотрим художественные элементы портретного очерка, которые помогают наиболее полно создать образ героя.

Пейзаж.

Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большей степени направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его характера, на показ его душевных особенностей и т.д.

Поэтому пейзажные компоненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов в портретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом.

В портретных очерках пейзаж применяется:

- в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой,

- как средство в раскрытии человеческого характера,

- в качестве фона для портрета героя,

- как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.

Деталь.

Деталь служит также эффективным средством усиления, то есть, типизации очерковых образов.

Чтобы деталь стала «ключевой», способствовала созданию яркого художественного образа, журналист должен владеть различными методами обыгрывания детали.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других – для создания символического образа, в третьих – для ассоциативных связок, в четвертых – для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений. Деталь я бы сравнила с ударением в слове: сместишь – беда, уберешь – слова не будет вовсе. Вот как она важна!

Портретные характеристики.

Портретное описание в публицистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он стимулирует читательское воображение. Другая его функция – помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств. При этом портретная характеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности.

И действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и тому подобное могут при внимательном взгляде многое сказать. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике – это документальная точность отображения. В данном случае очеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека, но не стоит отказываться и от показа типического. Именно сочетание строгого документализма и художественного обобщения и рождает полноценный очерковый образ.

Приступаем… Алгоритм работы над портретным очерком!

1. Выбираем героя.

2. Изучаем «материал» личности со стороны (вспомним знаменитое «Большое видится на расстоянье!») во всей ее возможной и многокомпонентной красе.

3. «Обсуждаем» избранного персонажа еще и с теми, кому есть, что сказать (друзья, родные и близкие, коллеги и проч.)

4. Теперь пришел черед пообщаться лично (хотя это совершенно не обязательно).

5. Но – внимание ­­– из личного общения в результате у нас не должно получиться интервью – это другой жанр. В портретном очерке возможны вкрапления прямой речи, высказывания персонажа и еще кого бы то ни было.

6. Собранный материал записываем и простраиваем, как считаем нужным, но с определенной логикой. Например, соблюдая биографическую последовательность событий. Или – раскручивая ее в порядке от «случилось только что» до «было когда-то», или следуя поступкам героя и обрывкам ярких воспоминаний о нем и т.д.

7. Пишем наиболее проникновенно, о самом-самом, чтобы получался из вашего портретного очерка тот самый рассказ, новелла, о котором я упоминала.

8. Неплохо разбивать повествование на небольшие части и применять подзаголовки к ним.

9. В заголовок, по обыкновению, выбираем самое характерное для героя, наиболее интересное для восприятия, емкое и яркое, или прочее и т.п. – но обоснованно, работая над заголовком.

10. Не забываем о заключительной авторской редактуре написанного. Будьте требовательны к себе, смотрите на текст, вышедший у вас из-под руки свежим взглядом, со стороны. Правьте и сокращайте, если необходимо, убирайте вялые и неоправданные места.

 

11. Вот и готов ваш портретный очерк, портрет, написанный всеми красками СЛОВА. Неплохо бы подобрать к нему несколько фотографий, и будет идеально!

Joomla