ПОЧЕРК ОЧЕРКА. Часть II

Это – взгляд в глубину реки,

В сердце хруста ледка литого…

МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ?..

Как ни крути, а любой очерк – это сочетание документального и художественного, и может он быть как адресным (о конкретном человеке, личности), так и безадресным (пейзажным, проблемным и проч.).

Документальное – в отображении действительности. Художественное – в ее завершенном моделировании.

Взаимодействие этих двух начал обусловливает широкие возможности в постижении реальной жизни во всей ее многоплановости. Если документалистика изначально ориентирована на точное фиксирование происходящего, констатацию фактов в изложении материала, то в художественном творчестве нам предоставлены широкие возможности в плане использования вымысла и добавления ярких штрихов к картине мира.

Естественно, что в адресном очерке возможности публициста в этом смысле ограничены. Большая свобода в выборе художественных приемов имеется у автора безадресного очерка, где он в полной мере может использовать вымысел.

Безадресный очерк ближе к художественным жанрам и его отграничение, например от рассказа, порой затруднительно. В свое время разделение очерков на адресные и безадресные сняло остроту проблемы, связанную с дискуссиями о допустимости вымысла в очерке.

Удивителен, но и естественен тот момент, что механизм запуска воображения начинает срабатывать только тогда, когда у нас накоплены определенные впечатления, представления и образы реального мира.

Образы воображения не могут возникнуть на пустом месте. Они обязательно должны иметь свою питательную почву.

В тех же случаях, когда творцу не хватает каких-то фактических данных для характеристики того или иного лица, или впечатлений для обрисовки той или иной ситуации, то здесь, если он пишет безадресный очерк, он может использовать вымысел, т.е. нечто такое, что не существует и не существовало в действительности, а «представляет собой плод, созданный работой мысли, воображения».

Вымышленными могут быть герои произведения, жизненные коллизии, ситуации, человеческие судьбы и т.п. Таким образом, вымысел есть прямой продукт воображения.

Но вымысел в адресном очерке в принципе недопустим и нежелателен.

ТАКОЙ РАЗНЫЙ РАКУРС

Понятие «ракурс», используемое в документальном искусстве, в полной мере может быть применено и к очерковым произведениям.

Например, в киноискусстве или фотографии под ракурсом обычно понимают изображение объекта с различных точек зрения. Объект или предмет может быть снят сверху и снизу, в анфас и в профиль, в движущемся или неподвижном состоянии. Все зависит от того, в каком направлении будет направлен объектив камеры, какую сторону объекта захочет отобразить творец и для какой цели, под каким углом зрения он его представит, на чем сфокусирует особое внимание и т.д. Таким образом, создается не голая копия отображаемого объекта, а произведение искусства, отличающееся новыми и неповторимыми качествами и свойствами.

Подобного рода «объектив» может быть использован и в публицистическом творчестве. Журналист, перерабатывая множество фактов действительности, отбирает только те из них, которые наиболее ярко высветят то или иное явление. Изображая человека, он фокусирует внимание на самых существенных характеристиках личности, направляет авторский «объектив» таким образом, чтобы образ человека стал идентичным ему же живому.

Это может выразиться и в подробном описании внешности героя, и в изображении его внутреннего мира. В выборе определенного ракурса очеркист свободен так же, как художник, выбирающий наиболее удобную для него позицию или угол зрения. Для очерка, представляющего собой некий эскиз или чертеж, правильный выбор ракурса особенно важен, потому что без этого невозможно изобразить человека таким, каким автор хотел представить его читателям.

ЧИСТЫЙ ХОЛСТ ПРОСТРАНСТВА

К «универсальным» формам условности в публицистике относят категории пространства и времени.

В любом художественном произведении мы имеем дело не с реальными временем и пространством, а с их отражением, то есть, с условными. И события могут разворачиваться в различных пространственно-временных координатах. В одном художественном произведении действие может идти в прямом хронологическом порядке, а в другом – исходя из логической последовательности.

Место действия может изменяться по воле автора. Герои могут путешествовать во времени и пространстве. Пространство художественного мира могут «заселять» как прототипы реальных героев, так и мифологические и сказочные персонажи.

Развивая данную мысль относительно «пространства» очеркового произведения, замечу, что в нем в различных сочетаниях действительно могут сосуществовать и репортажность, и очерковость, и статейность в отображении действительности.

Как известно, очерк обладает многими признаками, присущими художественным произведениям. Впрочем, вобрав в себя лучшие художественные приемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собственного инструментария публицистической поэтики.

К художественным средствам изображения, как правило, относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет, и т.д.

Их «служебные» функции – выступать в виде своеобразных связующих мостиков, скрепляющих текст в единое целое.

Очеркист, пользуясь разнообразными художественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможности в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи, и т.д.

Так воссоздается «кусочек» реальности во всех своих многообразных проявлениях. Кроме этого, закладываются важные предпосылки для эстетического восприятия действительности читателем.

 

Joomla