ПОЧЕРК ОЧЕРКА

(Часть 1, вводная)

Убеждена, не зря, совершенно не зря эти два слова похожи звуково и буквенно. Давайте разбираться…

Почерк это фиксируемая в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.

Причем, не забудем, что на формирование почерка огромнейшее влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма.

Кроме того, почерк может быть «хорошим», то есть удобочитаемым, или же невнятным (даже для самого пишущего). И если провести аналогию с текстом (очерком), важно ли нам, как читателям, разборчиво ли, доходчиво, прозрачно написан текст? Конечно, да.

Очеркэто художественно-публицистический текст, характеризующийся изобразительностью письма и подробно разработанной категорией «позиции носителя речи».

Первой задачей очеркиста является выбор лица, в форме которого будет вестись изложение, способа общения с читателем и выбор времени. Основное время очеркиста, как и художественного прозаического произведения, – прошедшее.

О читателе в тексте может не упоминаться, и, напротив, может быть организовано открытое общение с ним. А лицо избирается первое или третье. Второе лицо в принципе возможно, но используется крайне редко.

Наиболее характерный для публицистики жанр.

- построен по законам драматургии

- основан на фактах

- максимально приближается к художественным жанрам.

Глубина авторского осмысления - отличительная черта очерка.

Очерковая публицистика всегда представляла собой уникальный пласт человековедения.

Изложение может вестись от лица автора и от лица героя. В последнем случае автор в начале или в конце текста объясняет, что он встретился с героем, выслушал его рассказ и передает читателю. Таким образом, в таких текстах авторское «я» выполняет вспомогательную роль – вводится речь героя-рассказчика. Наиболее распространенным является изложение в форме авторского «я».

Применимо может быть несколько ракурсов:

- ракурс рассказчика, повествователь

- участник события, размышляющий повествователь

- повествователь-исследователь.

Ракурс «рассказчика» подразумевает под собой моменты речеведения, то есть: складывание замысла, обговаривание его, объяснение хода мысли. Иными словами семантика «я рассказываю, я на глазах строю этот текст» передается многочисленными средствами, причем возможно прямое обращение к читателю: «Вы представьте…».

К выразительным средствам относятся:

- стиль;

- язык;

- подбор образов, сравнений и эпитетов;

- композиция и т.д.

Очерк полифоничен – в нем много различных линий.

Очерк позволяет достаточно вольно использовать факт для создания образа. Он не требует жесткой связи со временем и местом действия, абсолютной точности в цифрах и датах. В нем допустимы отсылы такого типа: «Некогда, годах в двадцатых того века…» и др.

Существует три главных типа очерка –

* портретный очерк;

* проблемный очерк;

* путевой очерк.

Разыскала я и судебный очерк, но, думаю, он нам не пригодится…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.



Joomla