ПОЧЕРК ОЧЕРКА
(Часть 1, вводная)
Убеждена, не зря, совершенно не зря эти два слова похожи звуково и буквенно. Давайте разбираться…
Почерк – это фиксируемая в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.
Причем, не забудем, что на формирование почерка огромнейшее влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма.
Кроме того, почерк может быть «хорошим», то есть удобочитаемым, или же невнятным (даже для самого пишущего). И если провести аналогию с текстом (очерком), важно ли нам, как читателям, разборчиво ли, доходчиво, прозрачно написан текст? Конечно, да.
Очерк – это художественно-публицистический текст, характеризующийся изобразительностью письма и подробно разработанной категорией «позиции носителя речи».
Первой задачей очеркиста является выбор лица, в форме которого будет вестись изложение, способа общения с читателем и выбор времени. Основное время очеркиста, как и художественного прозаического произведения, – прошедшее.
О читателе в тексте может не упоминаться, и, напротив, может быть организовано открытое общение с ним. А лицо избирается первое или третье. Второе лицо в принципе возможно, но используется крайне редко.
Наиболее характерный для публицистики жанр.
- построен по законам драматургии
- основан на фактах
- максимально приближается к художественным жанрам.
Глубина авторского осмысления - отличительная черта очерка.
Очерковая публицистика всегда представляла собой уникальный пласт человековедения.
Изложение может вестись от лица автора и от лица героя. В последнем случае автор в начале или в конце текста объясняет, что он встретился с героем, выслушал его рассказ и передает читателю. Таким образом, в таких текстах авторское «я» выполняет вспомогательную роль – вводится речь героя-рассказчика. Наиболее распространенным является изложение в форме авторского «я».
Применимо может быть несколько ракурсов:
- ракурс рассказчика, повествователь
- участник события, размышляющий повествователь
- повествователь-исследователь.
Ракурс «рассказчика» подразумевает под собой моменты речеведения, то есть: складывание замысла, обговаривание его, объяснение хода мысли. Иными словами семантика «я рассказываю, я на глазах строю этот текст» передается многочисленными средствами, причем возможно прямое обращение к читателю: «Вы представьте…».
К выразительным средствам относятся:
- стиль;
- язык;
- подбор образов, сравнений и эпитетов;
- композиция и т.д.
Очерк полифоничен – в нем много различных линий.
Очерк позволяет достаточно вольно использовать факт для создания образа. Он не требует жесткой связи со временем и местом действия, абсолютной точности в цифрах и датах. В нем допустимы отсылы такого типа: «Некогда, годах в двадцатых того века…» и др.
Существует три главных типа очерка –
* портретный очерк;
* проблемный очерк;
* путевой очерк.
Разыскала я и судебный очерк, но, думаю, он нам не пригодится…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.