Печать

Современное состояние правового регулирования нотариальной деятельности в Российской Федерации

Доклад вице-президента Нотариальной палаты

Ставропольского края Российской Федерации Н. Фатиной

Международная конференция

«Сравнительный анализ правового регулирования

нотариальной деятельности во Франции, Италии и России»

Милан 30 июня 2011

Уважаемые председатели, уважаемые дамы и господа, коллеги!

Разрешите поблагодарить организаторов нынешней конференции за приглашение принять в ней участие представителей нотариата России.

Российский нотариат имеет свою большую историю и на всём её протяжении неоднократно переживал периоды глобальных реформ, разрушения, возрождения. И в настоящее время в российском законодательстве также происходят процессы серьёзной реконструкции, затрагивающие и нотариальную деятельность.

Возможно, и по этой причине российский нотариат высоко ценит возможность общения с иностранными нотариатами, чей исторический опыт развития может быть полезен в выборе путей и способов совершенствования нотариальной деятельности в России.

Например, между высшим Советом нотариата Франции и Федеральной нотариальной палатой России ежегодно пролонгируется соглашение о двустороннем сотрудничестве, в рамках которого ежегодно российские нотариусы проходят стажировки в Университете нотариата Франции, на территории России и Франции регулярно проводятся совместные семинары и коллоквиумы. Нотариальная палата Ставропольского края неоднократно имела честь проводить международные семинары с участием коллег из Франции и Швейцарии.

Уверена, что более тесное профессиональное общение нотариусов России с итальянскими коллегами также могло бы быть весьма интересным и полезным.

С 1995 года Федеральная нотариальная палата России, которую в настоящее время возглавляет Мария Сазонова, является членом Международного союза нотариата и активно участвует в проводимых мероприятиях. Так, многочисленная делегация российских нотариусов приняла участие в работе 26-го Международного конгресса нотариата в 2010 году в Марокко. В мае нынешнего года в Санкт-Петербурге прошел Первый международный юридический форум, а в Екатеринбурге — Европейско-Азиатский правовой конгресс.

Представители российского нотариата принимают участие и в работе органов Международного союза нотариата. Мне приятно сообщить, что Президент нотариальной палаты Ставропольского края, которую я представляю, член Правления Федеральной нотариальной палаты Николай Кашурин работает в Комиссии по европейским делам и Средиземноморью.

Он поручил мне в знак уважения и дружеского отношения вручить Председателю нотариальной палаты Милана господину … герб нотариальной палаты Ставропольского края.

Однако, ценя ваше время, позвольте мне обратиться к теме нашей сегодняшней встречи и коротко сообщить о происходящих в настоящее время процессах по совершенствованию российского законодательства.

Сегодня основным нормативным актом, регулирующим нотариальную деятельность в России, кроме, разумеется, Конституции, является закон от 11 февраля 1993 года, называемый Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

Этот закон был создан с учётом европейского законодательства и воспринял многие принципы и нормы зарубежного права.

В своё время этот нормативный акт коренным образом изменил существовавшую в то время систему организации нотариата, исключительно государственного. Сегодня в России смешанная система: наряду с государственным нотариусами, нотариальную деятельность осуществляют и частнопрактикующие нотариусы, объединённые в нотариальные палаты субъектов Российской Федерации. Нотариальные палаты, в свою очередь, являются членами Федеральной нотариальной палаты.

Нотариальные палаты субъектов Федерации и Федеральную нотариальную палату возглавляют Президенты. Определённые функции по управлению деятельностью палат выполняет Правление.

Контроль за организацией нотариальной деятельности осуществляют органы Министерства юстиции.

За правильностью совершения нотариальных действий законодательством установлен исключительно судебный контроль.

Основы законодательства о нотариате установили гораздо более строгий, по сравнению с ранее, существовавшим порядок назначения на должность нотариуса, материальную ответственность нотариуса и другие важные принципы и гарантии.

Однако, развитие имущественных отношений, бизнеса и рынка в стране, естественно, требуют и развития законодательства, особенно - в сфере регулирования собственности, иных вещных прав, имущественных правоотношений.

В настоящее время ведётся работа по подготовке нового Гражданского кодекса Российской Федерации, вносятся или готовятся изменения в нормативные акты, регулирующие деятельность Обществ с ограниченной ответственностью, банков и другие.

Грядущие изменения гражданского законодательства потребуют и серьёзных изменений в организации нотариальной деятельности, повышения уровня профессиональной подготовки.

В проекте государственной программы «Юстиция» на 2011-2020 годы большой раздел посвящён перспективам развития нотариата в России.

На сегодняшний день Основы законодательства о нотариате как нормативный акт не в полной мере отвечает современным социально-экономическим реалиям. Работа по подготовке проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» подходит к завершению, и некоторые предлагаемые изменения можно упомянуть.

Законопроект предлагает единую систему нотариата (не бюджетную), так как смешанная модель не решила проблему обеспечения нотариальной помощью максимального количества населения, особенно — в отдалённых, малонаселенных районах. По сведениям на конец 2010 года в России действовало 7 710 нотариусов и лишь 39 из них — государственных. При этом именно в отдалённых и малонаселенных регионах Республик Якутия, Тыва, Магаданской области и подобных сохранённые должности государственных нотариусов остаются вакантными по экономическим причинам.

Проект закона о нотариате предлагает установить обязанность нотариальных палат соответствующих субъектов федерации и Федеральной нотариальной палаты обеспечивать экономическую поддержку нотариусам в таких районах, предоставлять им преимущества и льготы. Необходимо предусмотреть и налоговые послабления для таких нотариусов.

Отсутствие законных правил по вопросу определения количества должностей нотариусов привело к неразумному их увеличению. Невостребованность нотариусов вызывает серьёзные опасения о возможной недобросовестной конкуренции и нарушениях закона.

Законопроект предусматривает установление разумных критериев для определения количества должностей нотариусов в том или ином нотариальном округе.

Вместе с тем, проект закона предлагает дополнить существующие требования к лицам, претендующим на должность нотариуса, установив возрастной ценз, требование о едином гражданстве, отсутствии судимости, психическом здоровье. Кроме того, необходимо установить обязанность действующего нотариуса периодически подтверждать свою квалификацию. С другой стороны, ныне действующее законодательство, касающееся пенсионного, социального, медицинского обеспечения практически не учитывает особенностей и не защищает прав нотариусов, как работающих, так и пенсионеров. Впрочем, это в полной мере можно заявить и об адвокатской профессии в России.

Ныне действующее российское законодательство почти полностью исключило нотариат из сферы оборота недвижимого имущества, что повлекло многочисленные нарушения прав. Особую озабоченность вызывает нарушение прав категорий граждан, нуждающихся в особой правовой защите - несовершеннолетних, пожилых одиноких лиц, инвалидов.

Предполагается принять ряд нормативных актов, позволяющих более полно использовать потенциал нотариата по защите прав и законных интересов граждан, а также по оказанию комплексной юридической помощи, в том числе — по проведению процедур медиации, сбору необходимых документов и сведений, передаче документов на государственную регистрацию.

Важно также, что весьма быстрое развитие и плотное внедрение в нашу жизнь и профессию информационных технологий требует специального законодательства. Использование электронно-цифровой подписи при совершении нотариальных действий и обмене информацией, сбор и хранение информации в электронном виде, проблемы защиты персональных данных и иной информации, другие важные вопросы должны быть законодательно решены.

Важная и необходимая деятельность органов Министерства юстиции, судебных органов, нотариальных палат по контролю в сфере нотариата также требует детального совершенствования, более чёткой регламентации, разграничения функций.

Полагаю, коллеги согласятся, что правильное и грамотное правовое регулирование нотариальной деятельности не только обеспечивает наиболее полную защиту прав, стабильность гражданско-правовых отношений, сокращение судебных споров, но и повышает общий уровень правовой культуры и доверия к государству.