Путь к слову, он же – путь к читателю

Казалось бы, сегодня мы должны говорить о том, какими шагами и как нам сообща двигаться к взаимодействию со СМИ.                                На самом деле прежде, чем начинать движение, достойное внимания самих СМИ, надо немного оглядеться, понять, зачем мы здесь, кто на что способен, распределить усилия и попытаться понять, как писать материалы для публикаций.

Часть первая, в которой мы забудем о тематике материалов и методах союзничества со СМИ о том, что такое газеты, и как в них писать.

Мы привыкли говорить о том, что нотариат и нотариальная работа важны, мы живем этой работой, досконально разбираясь в ней. И чем выше наши профессиональные знания, тем бывает сложнее донести их до людей в форме живой и интересной, доступно изложенной и привлекательной структурно. И поэтому в лучшем случае из-под нашего пера выходят заметки нотариусов для самих себя, которые читает только довольно узкий круг людей, не считая коллег, людей, которых жизнь заставляет решать ту же проблему, что описана в вашем материале.

Встает вопрос: что с этим делать, ведь выходить на публику надо? Поговорим об этом.

Написание материала в газету не назовешь литературной работой. По крайней мере, напрямую. Ведь написать материал в газету – совсем иное, чем написать роман или рассказ. Однако разница эта не столь велика, как хотелось бы думать некоторым.

У всего, что хорошо написано, есть общие черты.

ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ОПРЕДЕЛИТЬ ИХ. Вспомните те материалы, которые когда-либо читали, и они вам понравились, запомнились… Чем они отличались от тысяч других?

Хорошо написанная вещь – ясная, легко читаемая, в ней используется не закосневший язык, она в достаточной мере поучает и развлекает. Все эти характеристики подходят и к хорошо написанной газетной статье, и к хорошо написанному роману.

Теперь о непростом. Научиться писать – занятие тяжелое, и на помощь здесь надеяться стоит, только если сам приложишь немало сил для достижения цели. Ведь прогрессировать и развивать свой талант, сколько бы его у вас ни было, можно только одним способом – писать материалы. Десятки материалов, и делать ошибки, учась на них.

Вы оставляете без внимания самое важное и вставляете в статью то, что не имеет отношения к делу, доходите до середины статьи, затем понимаете, что пишете не то, что надо, – и приходится начинать все сначала. Вы пишете скомкано, помпезно или чопорно, выдаете на бумагу или на экран запутанный, полный официоза или банально звучащий материал...

Теперь – о хорошем, том, к чему стоит стремиться в союзе с клавиатурой.

Первое. Об упорстве

Надо знать, что писание, как мускулы: будете куда сильнее, если каждый день тренироваться. Постепенно фальстарты и работа в неверном направлении, станут занимать все меньше времени. Научиться подбирать правильный ключ к статье, меньше тратить энергии на выдумывание фраз, писать так, как говорите в нерабочей обстановке, просто и доходчиво, надо учиться.

К сожалению в этом нам зачастую мешает наша же пресса. Имею ввиду нотариальные издания, которые внимательно и ежемесячно читаются каждым из вас, и за годы такого чтения сложно перестроиться на что-либо жанрово иное.

Этот момент и станем преодолевать, постепенно разрушая оковы и цепи стилистического наследия.

Второе. Темы рядом, темы повсюду

Один из наиболее часто задаваемых вопросов на пути к слову, где найти темы?

Запомните: выдумывать вам ничего не придется. О чем писать, подскажет сама жизнь. Надо только научиться слышать эти подсказки.

Попробуйте сосредоточиться на главном. А главное для любого журналиста, которым теперь отчасти является каждый из вас, это написать нечто такое, что заинтересует читателя. Не важно: озаботит или развлечет, или проинформирует или обогатит знаниями. Важно: останется в памяти, запомнится.

Третье. Быть собой

Великое мастерство пишущего – когда твой голос становится узнаваемым из десятков других.

Не надо бояться быть не как все. Подчеркните свою индивидуальность манерой письма. Выходите на читателя, преодолевая стандарты, которые навязли в ушах и глазах: банальности, клише, безликие фразы, повторяющиеся в массе других материалов.

Для того, чтобы оградить свой текст от чужеродностей и общих мест, таких же, каких полно у всех остальных, надо иметь смелость быть собой, писать естественно. Не бояться показаться чрезмерно искренним или чувствительным, или глупым от того, что говоришь довольно просто. Именно говоришь, ведь я призываю вас к тому, чтобы ваш текст, прочитанный вслух, звучал как слегка подправленный вариант вашей устной речи. Это будет ваш стиль, не надуманный, не навеянный ничьим влиянием, не заимствованный у другого.

Конечно, в нем будет чувствоваться влияние ваших любимых авторов, ваше окружение, образование, круг чтения и так далее. Но это будет ваш индивидуальный способ использования слов, ваша излюбленная форма фраз. Все это, а также ритм фразы, ритм абзацев станет чем-то вроде вашей подписи. Только еще более разборчивой.

Четвертое. О простоте

Простота важная вещь. Особенно, когда совершаешь первые шаги на пути написания текстов. Запомните: лучше писать просто. А еще лучше писать просто о важном для окружающих!

Философские отступления – дальнейшая перспектива того, кто научился владеть словом без лишних потуг. Пишите короче, чем вам подсказывает юридическое образование. Делите текст на абзацы, помогающие читателю визуально облегчить понимание написанного.

Пятое. Планирование

Самая важная часть работы та, что происходит у вас в голове между выбором темы, поиском материала и моментом, когда будет написано первое слово.

Вам нужно подумать и решить, о чем будет статья и как ее сделать. Композиция – это не только складывание слов, но и организация мыслей. Текст это дерево. Если мы составим его из одних только цветистых фраз, он будет выглядеть чужеродным искусственным муляжом в саду настоящих пышущих силой слова деревьев. Вот почему от корней, от основы – темы, наше дерево должно расти конструктивно продуманным, гармоничным, и структура его компоновки важна.

Способ подачи материала влияет на конструкцию, основные контуры которой необходимо представить до того, как начинать писать.

А для этого не мешает разобраться с жанрами журналистики…

Шестое. Жанры, как они есть

Это пугает только с виду. Вас спрашивают о жанре вашего материала, и вы боитесь не попасть в разработанный учеными от журналистики перечень допустимого.

Не беспокойтесь. Если текст ваш собственный, он органичен с вами, как дыхание. А жанр – это ритм дыхания, механически выбираемый вами на определенном отрезке пути.

Вы можете совершать пробежку, подмечая, что происходит вокруг – вот вам информация о тех или иных событиях. Можете загорать на солнышке, побрасывая камушки в воду и созерцая мир. Это заметка. А можете затаив дыхание ждать в камышах, когда же клюнет огромная рыба, то и дело подергивающая поплавок. Это журналистское расследование.

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три основные группы:

· информационные,

· аналитические,

· художественно-публицистические.

Начиная путь в журналистику, прежде всего, надо «набить руку» на информационных жанрах. Главная цель информационного материаласообщить о факте.

Факт для журналистики так же важен, как статья закона для нотариуса. Это – основа основ. Различные способы освещения фактов приводят к созданию разных жанров. Посмотрим, как подается факт в конкретных информационных жанрах.

ХРОНИКА (факт без подробностей). Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

ИНФОРМАЦИЯ (короткая информация, или заметка). Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти – тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40 – 150 строк, заголовок. Допустим подзаголовок.

ИНТЕРВЬЮ (изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа). Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение) тему разговора.

ЗАРИСОВКА (обобщение фактов и описание обстановки). Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

ОБОЗРЕНИЕ (важнейшие события в работе, законодательстве, палате и т.п. за определенный период).

РЕПОРТАЖ (наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица). Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

Аналитические жанры – это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия.

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ (анализ группы фактов). Она строится с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес.

СТАТЬЯ (обобщение и анализ фактов и явлений). Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

Художественно-публицистические жанры – это те, в которых факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

ОЧЕРК (преломление фактов в свете личности автора). Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).

ФЕЛЬЕТОН (литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения). Для фельетона обязательны живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

ПАМФЛЕТ (злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение).

Из тех жанров, которые нам могут пригодиться в работе на начальном этапе, перечислю информацию, зарисовку и корреспонденцию. Они все невелики по объему, и соотносимы с возможностями начинающего журналиста.

Домашнее задание:

разделиться на три группы. Участники одной в индивидуальном ключе придумают и напишут информацию, другой зарисовку, третьей корреспонденцию на тему, к примеру, «Электронная подпись нотариуса». Или любую другую, но единую для всех, чтобы было интереснее сравнивать. Факты могут быть вымышленными: например, украдена эл. подпись нотариуса В, или в этом году электронные подписи нотариусов заменят на скан сетчатки глаза.)))

 

Joomla