Дано ли нам предугадать, какой вопрос кому задать,

Или

АНКЕТА: простые сложности и бесхитростные секреты

Дорогие друзья, мы, конечно, помним, что три кита, на которых зиждется вся журналистика, это группы жанров, такие как:

- информационные;

- аналитические;

- художественно-публицистические.

Но кроме того в арсенале журналиста есть еще и методы сбора информации, такие как наблюдение, интервьюирование, опрос и прочие. В их числе мы встречаем и метод анкетирования.

Этот метод изначально пришел в журналистику из социологии и применялся для получения сведений по определен­ным вопросам от широкого круга людей. И постепенно анкетирование так прочно вжилось в ткань журналистики, что метод удостоился занять место отдельного жанра, ведь в результате обработки данных анкетирования создавались публикации, обладающие свое­образными, характерными только для них чертами. Это и сделало возможным переход от анкетирования как метода к анкете как жанру!

Итак, анкета – жанр, связанный с методом сбора информации – анкетированием, который даёт в распоряжение журналиста, достаточно сложный и разнообразный материал, требующий упорядочения. Публикации в жанре анкеты мы можем встретить на страницах самых разных современных изданий – от серьезнейших газетных публикаций до анкет на страницах гламурных изданий, когда на вопросы «без купюр» отвечают поп-звезды, кино-дивы, топ-модели и т.п.

Анкету можно определить и как массовый вид интервью, некую заочную беседу. Популярность этого жанра объясняется тем, что он позволяет удовлетворять потребности аудитории в знании того, как реагируют на определённые общественные явления различные социальные группы.

Анкетирование предоставляет в распоряжение журналиста достаточно сложный и разнообразный материал. Такой характер его объясня­ется следующими обстоятельствами.

Во-первых, тем, что анкета, как правило, включает в себя достаточно много разных вопросов, нацеленных на выяснение тех или иных сторон явле­ния, которое становится центром внимания, тем, что интересует журналиста. При этом журналиста могут инте­ресовать как характеристики самого предмета, так и отношение анкетируемых лиц к тому предмету, ко­торый они рассматривают.

Во-вторых, в результате анкетирования журналист получает множество развернутых ответов на каждый из нескольких (иной раз до нескольких десятков) вопросов. В итоге создается большой объем разнообразной инфор­мации, которая требует своего упорядочения. Именно в ходе завершающего этапа работы над анкетами и возникает оригинальное по содержанию и струк­туре конкретное журналистское произведение.

Теперь выработаем алгоритм работы с анкетой:

1. Прежде всего, необходимо определить цель и тему работы.

2. Затем выбрать определенную аудиторию, количество и социальную принадлежность анкетируемых людей. Кстати, анкету можно проводить и с одним человеком. Тогда на ее основе можно сделать интервью или портретный очерк)))

3. Вопросы составляем так, чтоб получить полноценную информацию по интересующей теме. Формулировки типа: «Вы хотите жить вечно?» с ответами «Да-нет» переделываем на «Почему Вы хотите или не хотите жить вечно?», дабы ответы дали нам пищу для размышлений, несли оригинальную личностную нагрузку.

4. Распространяем анкету в массы.

5. Собираем ответы.

6. На основе анализа собранной информации готовим материалы в жанрах:

- блиц-опрос;

- колонка;

- реплика;

- интервью (с одним человеком)

- портретный очерк (с одним человеком)

- беседа (с несколькими людьми)

и т.п.

Приятного анкетирования!!!

 

 

Joomla