Дано ли нам предугадать, какой вопрос кому задать,
Или
АНКЕТА: простые сложности и бесхитростные секреты
Дорогие друзья, мы, конечно, помним, что три кита, на которых зиждется вся журналистика, это группы жанров, такие как:
- информационные;
- аналитические;
- художественно-публицистические.
Но кроме того в арсенале журналиста есть еще и методы сбора информации, такие как наблюдение, интервьюирование, опрос и прочие. В их числе мы встречаем и метод анкетирования.
Этот метод изначально пришел в журналистику из социологии и применялся для получения сведений по определенным вопросам от широкого круга людей. И постепенно анкетирование так прочно вжилось в ткань журналистики, что метод удостоился занять место отдельного жанра, ведь в результате обработки данных анкетирования создавались публикации, обладающие своеобразными, характерными только для них чертами. Это и сделало возможным переход от анкетирования как метода к анкете как жанру!
Итак, анкета – жанр, связанный с методом сбора информации – анкетированием, который даёт в распоряжение журналиста, достаточно сложный и разнообразный материал, требующий упорядочения. Публикации в жанре анкеты мы можем встретить на страницах самых разных современных изданий – от серьезнейших газетных публикаций до анкет на страницах гламурных изданий, когда на вопросы «без купюр» отвечают поп-звезды, кино-дивы, топ-модели и т.п.
Анкету можно определить и как массовый вид интервью, некую заочную беседу. Популярность этого жанра объясняется тем, что он позволяет удовлетворять потребности аудитории в знании того, как реагируют на определённые общественные явления различные социальные группы.
Анкетирование предоставляет в распоряжение журналиста достаточно сложный и разнообразный материал. Такой характер его объясняется следующими обстоятельствами.
Во-первых, тем, что анкета, как правило, включает в себя достаточно много разных вопросов, нацеленных на выяснение тех или иных сторон явления, которое становится центром внимания, тем, что интересует журналиста. При этом журналиста могут интересовать как характеристики самого предмета, так и отношение анкетируемых лиц к тому предмету, который они рассматривают.
Во-вторых, в результате анкетирования журналист получает множество развернутых ответов на каждый из нескольких (иной раз до нескольких десятков) вопросов. В итоге создается большой объем разнообразной информации, которая требует своего упорядочения. Именно в ходе завершающего этапа работы над анкетами и возникает оригинальное по содержанию и структуре конкретное журналистское произведение.
Теперь выработаем алгоритм работы с анкетой:
1. Прежде всего, необходимо определить цель и тему работы.
2. Затем выбрать определенную аудиторию, количество и социальную принадлежность анкетируемых людей. Кстати, анкету можно проводить и с одним человеком. Тогда на ее основе можно сделать интервью или портретный очерк)))
3. Вопросы составляем так, чтоб получить полноценную информацию по интересующей теме. Формулировки типа: «Вы хотите жить вечно?» с ответами «Да-нет» переделываем на «Почему Вы хотите или не хотите жить вечно?», дабы ответы дали нам пищу для размышлений, несли оригинальную личностную нагрузку.
4. Распространяем анкету в массы.
5. Собираем ответы.
6. На основе анализа собранной информации готовим материалы в жанрах:
- блиц-опрос;
- колонка;
- реплика;
- интервью (с одним человеком)
- портретный очерк (с одним человеком)
- беседа (с несколькими людьми)
и т.п.
Приятного анкетирования!!!