Фельетон – не моветон, хоть забыт сегодня он

Увы и ах! Жанр, которому в свое время служили Салтыков-Щедрин, Амфитеатров, Ильф и Петров, Зощенко и многие другие, жанр, которым изобиловали завершающие полосы серьезнейших газет и журналов, тот, что был гвоздевым в любимом страной «Крокодиле» и подарил нам сатирический тележурнал «Фитиль», сегодня – не в фаворе.

Причины тому есть, и времена, и нравы (которые, кстати, становились поводом для фельетонной иронии и сатиры) здесь очень даже причем. Но об этом немного позже. А пока разберемся, что же такое фельетон?

Французское слово «feuille», которое переводится как «лист, листок», дало исходный смысл жанру. Листком в зарубежной (а в отечественной журналистике – подвалом) называли приложение к газете, которое обычно разме­щалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части газеты жирной линией.

Здесь располагались не только материалы, которые напоминают по своему типу современные фельетоны, но и разнообразные отче­ты, рецензии, обзоры литературы и т.п.

Появление таких подвалов в газетах исследователи относят к XVIII в. Со временем понятие «фельетон» стало применяться только по отношению к одному виду текстов, о котором и побеседуем.

Не лишним будет отметить, что с началом реформ в нашей стране фельетон как жанр практически исчез из СМИ. И это произошло не случайно. В большой мере данное «падение» жанра объясняется его особенностями. В чем они состоят?

Задумаемся над тем, что в основе своей фельетон – средство осмеяния какого-то зла. Именно таким оно использовалось Агитпропом на протя­жении многих десятков лет в советский период. Когда же потом у СМИ стали появляться новые учре­дители в лице всевозможных «администра­ций», «олигархов», «финансово-промышленных групп» и т.п., то было бы странно ожидать от них осмеяния тех дел, которые твори­лись в основном по их воле (или неразумению) и большей части населения России представлялись как зло.

Кроме того, на фоне всевозможных «расследований», потока компромата, с помощью которых разные политические силы в течение десятилетия дрались за власть, фельетон просто не мог выглядеть «ударным» жанром. Наступление определенной стаби­лизации в стране, наметившаяся тенденция возрождения мораль­ных ориентиров в жизни общества, несомненно, будут способ­ствовать укреплению позиций фельетона.

Итак, основа фельетона – отрицательные факты действительности, комическая природа которых очевидна для сатирика.

Для создания фельетона журналисты часто используют так называемые «фельетонные факты». Это такие особые факты действительности, которые содержат в гипертрофированном виде черты, типичные для тех или иных явлений. И все же не сами факты определяют природу фельетона, а их фельетонная обработка, выявление комической сути «испорченной действительности». Причем это должны быть черты, достойные осмеяния.

Поиск фельетонного факта идет не всегда осоз­нанно. И происходит так зачастую потому, что автор не до конца осознает специфику фельетона как сатирического жанра, отождествляя его задачи с задачами, скажем, критической ста­тьи, реплики и прочего.

Если это происходит, то ему нетрудно принять любой «острый» факт (который вполне можно было бы, к приме­ру, использовать в той же реплике) за факт, достойный описания в фельетоне.

Разумеется, фельетон мо­жет строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. В этом случае типичное выступает как опреде­ленная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. А факты в свою очередь выступают как опорные точки сатиричес­кой типизации, т.е. создания сатирического образа определенного жизненного явления, которое таким путем сводится до уровня ущер­бного.

Журналист прибегает к специфическому анализу фактов. Причем факт здесь – не самоцель. Фельетон всегда – остроумное движение мысли. Основу его составляет комическое заострение – преувеличение или преуменьшение черт, свойств или признаков изображаемого явления. В качестве этих средств выступают гротеск, гипербола, литота (преуменьшенное заострение), пародирование, окарикатуривание (преувеличенное заострение). Благодаря этому выявляется содержание комического парадокса – противоречие отрицательного факта общепринятому мнению и здравому смыслу или противоречивость его формы, внешних признаков. При этом силы, выражающие данное противоречие, своей отрицательности не осознают: персонаж всегда претенциозен, предъявляя права на роль, которую сыграть не в состоянии. Эту аномалию и высмеивает журналист.

Типичное в фельетоне выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов.

Жанр фельетона трудоемок. Будущие недостатки фельетона обычно закладываются еще на подготовительном этапе. Особенно чутко фельетон относится к языко­вым ошибкам и неточностям. Если же он написан ясным, образ­ным языком, то это во многом повышает его возможность быть замеченным читателем.

Joomla