ЭССЕ: ХОТИТЕ БЫТЬ СОБОЙ?  – БУДЬТЕ!

или

ФИЛОСОФИЯ С ОТСЫЛОМ К ЛИЧНОСТИ

Одним из замечательных жанровых открытий на стыке литературы, публицистики, журналистики и философии, на мой взгляд, является эссе.


Слово «эссе» происходит от французского «essai» и означает «очерк, проба, попытка».

Эссе – это один из самых маленьких по объему, но, однозначно, самый емкий по насыщенности журналистский материал, относимый к малым литературным жанрам.

Принято считать, что этот жанр был впервые применен Мишелем Монтенем в сборнике коротких произведений с названием «Опыты», то есть «эссе» (1580).

Своим сочинениям, изданным в виде книг в 16-17 веках, Фрэнсис Бэкон впервые в английской литературе дал английское название essays. Английский поэт и драматург Бен Джонсон впервые использовал слово эссеист (англ. essayist) в 1609 году.

В целом жанр эссе был наиболее распространен во французской и английской журналистике в XVIII-XIX века. Из авторов, которые наиболее активно проявились в жанре эссе можно назвать Гилберта Честертона – английского журналиста XX века. Его замечательные рассказы и эссе до сих пор пользуются популярностью.

Эссе представляет собой новый, субъективно окрашенный взгляд на предмет и имеет обычно публицистический, научно-популярный, философский, литературно-критический, историко-биографический или нередко даже просто беллетристический характер.

Эссе – это абсолютно свободная точка зрения на те или иные вопросы. Это полный простор для мысли в несколько ограниченных объемах. Объемы, конечно, могут быть любыми, но тогда это будет уже не эссе. Эссе – это краткое и одновременно емкое выражение своей точки зрения на предмет. Поэтому девизом эссе можно выбрать чеховское: «Краткость – сестра таланта».

Для меня эссе стало своеобразным открытием, это тот жанр, который дает волю перу, о которой мечтают многие.

Но при этом эссе должно иметь четкую конструкцию!

К сожалению или к счастью в современной периодике редки работы из категории художественной публицистики.

СМИ гонятся за большим массивом информации, а автор материалов даже не может остановиться хотя бы на минуту, чтобы оценить, осознать «пропустить» сквозь себя происходящие события. На долю автора остается лишь право подать информацию в наиболее приглядном виде, а все остальные обязательства, похоже, с него условно снимаются.

Такая тенденция понятна – время деньги, информация устаревает, и журналисту надо успевать выдавать на гора ее еще большие объемы, быстрее конкурентов сообщая ту или иную новость и тогда радостно нося звание «самого быстрого, самого оперативного».

В итоге, если раньше журналист мог готовить нужный материал в течение, например, месяца, то теперь его стиль жизни – цейтнот!

В такой атмосфере говорить о развитии материалов художественной публицистики и не приходится.

Что же надо знать, приступая к освоению жанра эссе?

В нем важна ведущая роль личности автора. Это является главным структурообразующим принципом эссе.

НО:

при этом в эссе осуществляется анализ какого-либо, преимущественно гуманитарного объекта мысли, а не личности автора.

Еще одно свойство – особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом.

Другая черта эссе – наличие образности, экспрессивности – всего, что является выражением его художественности и публицистичности. На страницах эссе, по мнению одного из исследователей, «герой, он же автор и читатель «пожимают друг другу руку», встречаются лицом к лицу. Это попытка сразу, с первых же строк найти новую форму разговора с читателем».

Диалогичность – еще один жанрообразующий признак эссе. Какую бы форму для изложения своих мыслей не избрал эссеист, как бы ни выстраивал композицию, главным всегда остается искренний разговор с читателем.

Современный эссеист Андрей Битов, например, избрал для своих эссе определение: «правда – как жанр».

Парадоксальность – каждый человек – особенный, отличный от других, неповторимый. Не убоимся же быть собой, говорить открыто даже о тех вещах, точка зрения на которые не совпадает с официально принятой обществом и рассудком.

Выделяются различные ВИДЫ ЭССЕ.

Художественно-критическое или литературно-критическое.

В таком эссе автор имеет дело не c жизнью, а c ее отображением в произведениях музыки, живопиcи, литературы. Форма эccе задаетcя cамими произведениями иcкуccтва. Через анализ произведения автор предлагает cвой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читателя.

Другой вид эссе – философское.

Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке. Яркие примеры философских эссе – тексты Жан–Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др.

Автобиографическое, личностное эссе.

В таком эссе автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления.

Разнообразны литературные формы эссе, среди них:

проповедь,

статья,

дневник,

рассказ,

исповедь,

речь,

письмо,

слово.

ИТАК,

Эссе обладает собственным стилем.

Ему характерны образность и афористичность.

В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. В эссе могут чередоваться полемичные высказывания, вопросы, рассуждения, зарисовки, воспоминания.

Высшая миссия эссе такова:

Эссе, наконец-таки, дает нам возможность выговориться о сокровенном.

КАК ПИШЕТСЯ ЭССЕ?

Для начала выбирается тема, о которой хочется рассказать. И далее в свободной форме излагаются мысли относительно выбранной темы. Отмечу, что эссе не может претендовать на исчерпывающую трактовку предмета, это всего лишь личные мысли и личная точка зрения на предмет.

Чаще всего эссе пишется в несколько разговорном стиле и, как уже говорила, достаточно образно.

Начинающим эссеистам можно дать следующие советы:

1. Для создания текста в жанре эссе необходима четкая и нестандартная (помним о – парадоксальности) авторская позиция.

2. Вы автор, главное действующее лицо эссе.

Какой вы – определитесь, как поведете разговор с читателем, насколько готовы удивить темой, обострить ее или сойти на лирику?

От того, каким в результате станет образ автора, зависит все построение текста, его форма, композиция, лексика, приемы.

3. Определите, какой будет логика текста: интуитивной или хронологической.

Здесь нужно учесть, что логика текста строится на интуиции только в том случае, если автор стремится «захватить» читателя собственными эмоциями, а не увлечь новой и оригинальной теорией.

Иначе, логика развивается по примеру логики в аналитической статье: гипотеза – аргументы.

4. В эссе важен диалог с читателем (важен как для автора, так и для читателя). Метод, с помощью которого автор выстраивает этот диалог, выбирается индивидуально.

Однако один из самых простых приемов – риторические вопросы: непроизвольно у читателя возникает желание на них ответить.

5. Эссе требует от автора определенного жизненного опыта, ощутимого интеллектуального уровня. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, тогда появляется, о чем сказать, находится тема. Но в чем она?

Получается, мы вернулись к первому пункту плана, как писать эссе)))

А темы повсюду…

Даже одиноко сидящий человек может «спровоцировать» к написанию эссе, жизненный случай, ситуация, острая тема из сферы ежедневной жизни, а может, наоборот, что-то глубоко личное, но не менее важное… Любой факт, любое событие, пропущенное через самого автора, и является основой эссе.

Итак, вопросы к себе появились, тема определена,

НАЧИНАЕМ РАБОТАТЬ НАД ЭССЕ…

Написание эссе начинается со вступления, которое, конечно, должно заинтересовать читателя.

Оно должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на поднятый вопрос. В нем же возможно осветить то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет, а также дать краткие определения ключевых понятий, если таковые есть.

Основная часть эссе

О, это самое интересное… Она предполагает развитие вашей мысли, ведение читателя за образом, как за нитью АРИАДНЫ, силами аргументации и анализа.

Обосновывайте и подкрепляйте свои суждения, даже если они интуитивны, разрешите себе свободно поразмыслить, отыскать им обоснования, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.

В этом заключается основное содержание эссе, и это представляет собой главную трудность. Возьмите в помощники подзаголовки или тезисы, на основе которых осуществляется структурирование эссе.

Наполняя содержанием каждый раздел эссе ограничьтесь рассмотрением одной главной мысли. Можно пронумеровать их последовательность или менять ее в связи с ходом размышлений.

Интересно, что я не могу четко сказать, что приходит скорее – вступление, то есть первая часть эссе или вторая часть – основная мысль. Помогает любой метод, лишь бы он был органичен для вас.

И завершающее. После написания эссе дайте себе и ему «остыть», а потом вернитесь вновь. Не слишком ли много там мыслей, не получилась ли «каша» из слов и эмоций, поймет ли читатель вас и интересно ли ему будет это чтение?

Вот главные вопросы заключительной работы над вашим прекрасным и удивительным, дорогим и предельно ярким ЭССЕ!

 

Joomla