РЕПЛИКА: ЗАЦЕПИЛО – РЕАГИРУЙ!

Основой всех журналистских произведений является факт. Факт – это свершившееся событие. Факты являются основой информации, но использовать их можно по-разному...

Мы изучили немало жанров журналистики, говорили об аналитических, информационных, художественно-публицистических жанрах и их составляющих.

Сегодня мы обратимся к небольшому притоку бурной реки жанров – жанрам оперативного комментирования. А из их числа выберем, пожалуй, самый лаконичный – реплику!

Но сначала обратимся к словарю:

Реплика – (от лат. replico – возражаю)

1) краткое замечание, возражение, ответ.

2) Возражение стороны на судебном процессе.

3) В литературе, театре, кино – компактное высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого.

4) В изобразительном искусстве реплика – авторское повторение художественного произведения, незначительно отличающееся от оригинала.

Сколько значений, и вариантов применения!.. Однако нам наиболее подходит первое определение.

В журналистике реплика – это краткий эмоциональный отклик на что-либо.

Реплика – лаконичное сообщение (по объему близкое к развернутой заметке – 2-3 тысячи знаков).

Она представляет собой энергичное провозглашение оценочного суждения журналиста (или другого автора) о конкретном событии или явлении в социуме (в жизни), направленное на пробуждение эмоционально окрашенной реакции читателя.

Основной чертой реплики является настроение.

Поводом к написанию реплики становится актуальные общественные события, воззвавшие общественный резонанс и повышенная эмоциональная реакция (чаще со знаком минус).

Реплика как и эссе – форма выражения личной оценки автора. Но в отличие от эссе – первым толчком к ее появлению является некая неприятная новость, проблемный случай, между тем как эссе может быть размышлением по поводу, дневниковой записью и многим другим (мы проходили).



Реплику отличает монотемность. Ваша мысль не должна выходить за рамки повода реплики.

То есть, говоря научно: предмет реплики – эмоциональное суждение.

Целевая установка – на поверхности. Это очевидно – дать выплеск эмоциям. Посредством этого вы стремитесь сориентировать аудиторию в злободневных явлениях, событиях, восхищаясь, а чаще негодуя, и причина ваших эмоций ясна.

Метод самонаблюдения – сердце реплики. Вас что-то зацепило, потрясло, взволновало, удивило – пишем, наблюдаем реакцию.

Структура реплики предельно проста. Реплика должна быть понятна. Реплика, желательно, должна обладать изящностью.

Никаких лишних слов, никаких вводных конструкций.

Спонтанность – боевой конек реплики. Сохраняем эффект эмоциональной реакции, дабы не оставить читателя равнодушным.

Она используется для манипуляции сознанием.

Кстати,

некоторые исследователи называют реплику младшей сестрой фельетона. Новость в реплике зачастую носит отрицательный характер, и именно эта черта новости и обсуждается.

Итак, нам необходимо:

1 информация о негативном факте

1 мнение автора по этому поводу

1 оценка значимости этой отрицательной черты для общества в целом.

 

Готовим РЕПЛИКУ!!!

Joomla