РЕПЛИКА: ЗАЦЕПИЛО – РЕАГИРУЙ!
Основой всех журналистских произведений является факт. Факт – это свершившееся событие. Факты являются основой информации, но использовать их можно по-разному...
Мы изучили немало жанров журналистики, говорили об аналитических, информационных, художественно-публицистических жанрах и их составляющих.
Сегодня мы обратимся к небольшому притоку бурной реки жанров – жанрам оперативного комментирования. А из их числа выберем, пожалуй, самый лаконичный – реплику!
Но сначала обратимся к словарю:
Реплика – (от лат. replico – возражаю)
1) краткое замечание, возражение, ответ.
2) Возражение стороны на судебном процессе.
3) В литературе, театре, кино – компактное высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого.
4) В изобразительном искусстве реплика – авторское повторение художественного произведения, незначительно отличающееся от оригинала.
Сколько значений, и вариантов применения!.. Однако нам наиболее подходит первое определение.
В журналистике реплика – это краткий эмоциональный отклик на что-либо.
Реплика – лаконичное сообщение (по объему близкое к развернутой заметке – 2-3 тысячи знаков).
Она представляет собой энергичное провозглашение оценочного суждения журналиста (или другого автора) о конкретном событии или явлении в социуме (в жизни), направленное на пробуждение эмоционально окрашенной реакции читателя.
Основной чертой реплики является настроение.
Поводом к написанию реплики становится актуальные общественные события, воззвавшие общественный резонанс и повышенная эмоциональная реакция (чаще со знаком минус).
Реплика как и эссе – форма выражения личной оценки автора. Но в отличие от эссе – первым толчком к ее появлению является некая неприятная новость, проблемный случай, между тем как эссе может быть размышлением по поводу, дневниковой записью и многим другим (мы проходили).
Реплику отличает монотемность. Ваша мысль не должна выходить за рамки повода реплики.
То есть, говоря научно: предмет реплики – эмоциональное суждение.
Целевая установка – на поверхности. Это очевидно – дать выплеск эмоциям. Посредством этого вы стремитесь сориентировать аудиторию в злободневных явлениях, событиях, восхищаясь, а чаще негодуя, и причина ваших эмоций ясна.
Метод самонаблюдения – сердце реплики. Вас что-то зацепило, потрясло, взволновало, удивило – пишем, наблюдаем реакцию.
Структура реплики предельно проста. Реплика должна быть понятна. Реплика, желательно, должна обладать изящностью.
Никаких лишних слов, никаких вводных конструкций.
Спонтанность – боевой конек реплики. Сохраняем эффект эмоциональной реакции, дабы не оставить читателя равнодушным.
Она используется для манипуляции сознанием.
Кстати,
некоторые исследователи называют реплику младшей сестрой фельетона. Новость в реплике зачастую носит отрицательный характер, и именно эта черта новости и обсуждается.
Итак, нам необходимо:
1 информация о негативном факте
1 мнение автора по этому поводу
1 оценка значимости этой отрицательной черты для общества в целом.
Готовим РЕПЛИКУ!!!